Спицевой ключ незаменимый атрибут любого велосипедиста. Без него не обойтись в любой мастерской по ремонту велосипедов. Если вы собрались в поездку на велосипеде, такой ключик надо обязательно иметь в своём бардачке. Я изготовил два универсальных ключа для регулировки велосипедных спиц из того, что подвернулось у себя в мастерской.
Такой простой инструмент можно и купить — он стоит недорого, но из-за того, что он мне понадобился срочно, пришлось его делать своими руками. Поверьте, если вы находитесь далеко от веломагазина, проще и интересней будет сделать такой аксессуар своими силами! В детстве, катаясь на велосипедах, такие ключики валялись в бардачке и создавали лишний грохот во время езды!
Я всегда восхищался таким невероятным изобретением, как спицы на колесе. Помимо того, что в натяжение спицы выдерживают огромные нагрузки, они ещё значительно снижают вес колеса. Опытный велосипедист всегда следит за состоянием колёс. По мере эксплуатации велосипеда спицы вместе с ободом меняют свою геометрию. А это чревато последствиями. Небольшая восьмёрка отразиться и на тормозах, и на износе подшипников втулки колеса. Поэтому за состоянием спиц нужно следить, и вовремя их подкручивать, держа в напряжение и в равновесие обод колеса. А при переспицовки такой ключ незаменим.
Для реализации этого проекта понадобятся следующие материалы и инструменты:
Материалы:
— гайка шестигранная трубная низкая DIN 431 (дюймовая) — М16/18 — под ключ 24/27;
— небольшой (10-15мм) отрезок трубы — 20 — 30-ка (кольцо).
Инструменты:
— болгарка (с регулятором оборотов) или ножовка по металлу;
— отрезной диск по металлу — 1мм/2мм;
— штангенциркуль/микрометр;
— рулетка;
— набор напильников по металлу;
— наждачная бумага разной зернистости;
— тиски слесарные большие;
— тиски слесарные ручные;
— металлическая линейка для маркировки;
— маркер/фломастер.
Существует несколько стандартов спиц, которые отличаются по диаметру (1, 8-2, 9мм), а также по размеру нипеля. Поэтому перед тем как приступить к изготовлению инструмента, нужно измерить штангенциркулем или микрометром толщину ниппеля спиц на вашем велосипеде.
Я решил сделать несколько прорезей под разные калибры спиц, соответственно, по размеру четырёхгранника, ниппеля: 3,2мм/G15, 3,3мм/G14 и т. д. Для такого инструмента лучше всего подошёл небольшой отрезок трубы и плоская дюймовая гайка. Можно ещё подобрать какой-нибудь металлический колпачок в форме стакана для улучшения жесткости конструкции. Наверняка в вашей мастерской или гараже найдётся много разных материалов для данного лайфхака!
Таким образом подобрав всё необходимое, можно приступить к изготовлению инструмента. Желательно, чтобы заготовки были не слишком маленькими, иначе с ними будет неудобно закручивать спицы. Сперва с помощью линейки и маркера нужно разметить посередине заготовку. Это можно сделать и на глаз, но желательно перед работой с болгаркой всё-таки иметь какой-то ориентир.
Далее гайку или трубу надо надежно закрепить в тисках таким образом, чтобы они не шатались. Крепить заготовку надо ниже обрабатываемой части детали с учётом того, чтобы не повредить тиски во время работы. Отрезной диск для УШМ желательно брать самый узкий, то есть миллиметровый. Потому что если вы работаете с болгаркой держа её в руках, от вибраций, могут быть неточности при резке.
В начале лучше углубляться не сильно в металл, иначе вы можете испортить заготовку. Таким образом, сделав небольшой срез болгаркой, нужно проверять обрабатываемую деталь с помощью штангенциркуля, линейки или непосредственно прислонив её к нипелю спицы.
Сделав несколько срезов на гайке ту же операцию я повторяю на заготовке из трубы. Углубление паза нужно делать таким, чтобы он заходил полностью в ниппель, примерно на 4-5 мм.
Далее нужно аккуратно обработать плоскости наших заготовок с помощью наждачной бумаги разной зернистости.
Эту операцию также можно доделывать с помощью небольшого надфиля по металлу. С помощью мелкозернистой наждачной бумаги нужно снять все заусенцы с обрабатываемой поверхности металла.
После этого обе детали обрабатываются вручную с помощью небольшого прямоугольного, а также квадратного напильника по металлу. Для того чтобы ключ легко заходил в ниппель спицы, тем же напильником вручную нужно снять фаски, закруглив или срезав немного под углом посадочную часть инструмента.
В работе с металлом главное — не переусердствовать! Терпение и осторожность здесь весьма кстати. На круглой заготовке я сделал четыре среза — под разную толщину велосипедных спиц. А на шестигранной гайке оставил одну часть нетронутой, для возможной в будущем доработки под какой-нибудь другой размер.
Попробовав на деле оба ключа, могу сказать, что цель, для которого этот инструмент предназначен, была достигнута. Но на практике мне больше понравилось работать с ключом из отрезка трубы. Он лучше садиться в руках, и его удобнее держать. Также он легче относительно громоздкой гайки, поэтому с ним меньше устают пальцы. Именно кольцевой ключ я применил при переспицовки обода колеса на 26 дюймов.
Стоит сказать, что металл, из которого я изготовил эти ключи, отличается своей твердостью. Поэтому, подбирая гайку для такой самоделки, нужно обратить внимание на отметки, нанесённые на ней. Гайка, изготовленная из легированной стали, будет иметь определённую маркировку. Определив визуально или опытным путём твёрдость металла, его можно дополнительно прокалить. Но это уже другая тема! )
Рано или поздно любому вело любителю придётся столкнуться с регулировкой спиц, колеса и, возможно, со спицеванием велосипедного колеса. Имея в кармане такой ключ, провести мелкий ремонт велосипеда можно даже в походных условиях. Может случиться так, что при поломке обод колеса будет задевать тормозную колодку или ещё хуже — вилку или перья задней рамы. Перевернув велосипед, можно самостоятельно справиться с небольшими поломками в таких условиях. Поэтому спицевой ключ жизненно необходим в дальних поездках на велосипеде. Заметив биения колёс велосипеда с таким ключом, можно быстро избавиться от этой проблемы за счёт регулировки натяжения спиц.
Даже полуоборота закрутки ниппеля на резьбу спицы может быть достаточно для выравнивания колеса. Главное в этом — не переусердствовать, иначе вы сорвете резьбу! И тогда надо будет менять либо ниппель, либо всю спицу целиком. У меня такое уже случалось.
Подводя итоги, замечу, что изготовить такой инструмент не составит труда, даже вело любителю с минимальными знаниями и навыками в слесарном деле. А на самый крайний случай терпеливому читателю я подготовил небольшой бонус: простейший спицевой ключ на скорую руку можно изготовить из обычной монеты подходящего размера! Загнув её пополам и оставив зазор размером ниппеля, спицы вашего колеса — можно быстро решить проблему натяжки ослабленных спиц.
Много всего интересного найдёте, если подпишитесь на: мой телеграм-канал
Желаю вам креативности и полезных самоделок. С уважением, FLOMASTER.
Продам эту самоделку или изготовлю на заказ. Напишите мне или оставьте комментарий для обсуждения деталей.
Ремонт велосипеда Вы производите мелкий и средний ремонт сами или обращайтесь в мастерскую? Мелкий и средний ремонт делаю сам. В каждом случае обращаюсь к мастеру. Берусь за дело сам, даже если предстоит сложный ремонт. Обращаюсь к мастеру только при сложных ремонтных работах. Всего проголосовало: 12 Голосовать Результаты